Блог Максима Привезенцева

Персимфанс в Концертном зале П. И. Чайковского – российская премьера сочинения Ивана Вышнеградского «День Бытия. Исповедь жизни перед жизнью» написанного в 1917 году в Петрограде.

Нон-фикшн

О Персимфансе я подробно рассказывал в прошлом году в своей заметке - «Персимфанс «Первый симфонический ансамбль» как предтеча блокчейна». (https://www.maximprivezentsev.com/blog/tpost/hai01epv71-persimfans-pervii-simfonicheskii-ansambl )

А сегодня, под впечатлением от блестящего концерта симфонического ансамбля, на котором впервые в камерном пространстве концертного зала в России прозвучало сочинение Ивана Вышнеградского «День Бытия. Исповедь жизни перед жизнью», написанного в 1917 году в Петрограде, расскажу об этом композиторе.

«Я мог бы быть поэтом, философом или музыкантом. Я выбрал музыку: поэтому я композитор». И. Вишнеградский

БИОГРАФИЯ.

Иван Александрович Вышнеградский (4 мая 1893, Санкт-Петербург —29 сентября 1979, Париж) — русский и французский композитор, один из основателей четвертитоновой музыки.

Отец Ивана Вышнеградского Александр Иванович был крупным банкиром и композитором-любителем, дед, Иван Алексеевич — министром финансов Российской империи при Александре III, предшественником Витте.

Образование получил в 1-й Санкт-Петербургской гимназии. Сочинять музыку Вышнеградский начал в семнадцать лет, учился на философском факультете Санкт-Петербургского университета и изучал композицию в столичной Консерватории у Николая Соколова.

В 1920 году И. А. Вышнеградский эмигрировал из России и поселился в Париже.

В 1922—1923 часто бывал в Берлине, где подружился с Алоисом Хабой, независимо от него тоже пришедшим к идее четвертитоновой музыки.

В 1937 году И. А. Вышнеградский познакомился с Оливье Мессианом, позднее — с Анри Дютийё, Пьером Булезом. П. Булез не раз исполнял на концертах сочинения Вышнеградского.

Последнее сочинение композитора — заказанное ему Радио-Франс Трио для струнных, op.53 (1979) — было завершено учениками.

НАПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА.

Иван Вышнеградский принадлежал ветви отечественной музыки начала ХХ столетия, к так называемым “русским авангардистам” зарубежья, к числу которых также относятся Черепнин, Лурье, Обухов, Голышев.

В начале XX в. в связи с возникновением понятия "новая музыка" переосмысливались главные музыкальные категории: звук, звуковысотная система, пространство и время и другие. Подобная смысловая трансформация привела к зарождению идеи "освобождения звука". В связи с этим, по мнению исследователей в музыкальном искусстве 10-х годов существовало несколько тенденций "новой музыки". Среди многих выделим новую сонорность и преобразование прежней темперированной системы, которые способствовали значительной "деформации" звука как такового. С одной стороны, звук отождествлялся со звуками природы – всевозможными шумами окружающей среды. С другой, звук рассматривался как физическое явление, состоящее из отдельных частиц - "звуковых атомов", что впоследствии привело к возникновению идеи четвертитоновой музыки и ультрахроматизма.

ЧЕТВЕРТИТОНОВОСТЬ.

В начале века четвертитоновая система звучания как один из новых параметров музыкального языка разрабатывалась многими композиторами. Четвертитоновую шкалу использовали в своих сочинениях и Айвз, и Лурье, и Обухов. Но если для Айвза, например, “Три четвертитоновые пьесы” для двух фортепиано (1923) были лишь этапом разработки микроинтервальной системы в собственном творчестве, то Вышнеградский задался целью создания соответствующего инструментария, пригодного для реализации идей, освобожденных от оков темперации.

ИНСТРУМЕНТЫ.

В наследии композитора, насчитывающим около 60-ти опусов, 90% занимают произведения, написанные для двух, трех или четырех фортепиано. Первоначально сам проект создания нового четвертитонового инструмента занимал композитора едва ли не больше, чем сам процесс композиции.

До 1937 года Иван Вышнеградский не находил решения для исполнения своей музыки на концертах, до тех пор, пока им не был разработан ансамбль двух фортепиано, одно из которых настроено на четверть тона ниже - так, чтобы при совмещении двух темперированных настроек достигался эффект расщепления тона.

НОТАЦИЯ.

В 20-е гг. XX в. русским и зарубежным композиторам также пришлось столкнуться с проблемой записи четвертитоновой музыки. Подобно русским футуристам, они не создали единой системы обозначения четвертей тонов, что вызвало много сложностей и неудобств у исполнителей.

ВЛИЯНИЕ СКРЯБИНА.

Феномен русского авангарда 1910-20-х годов теснейшим образом связан со звуковыми открытиями Скрябина. Черты: стремление к расширенным параметрам звучности, к новым средствам организации музыкальной материи, идеи расщепления тонов.

Вышнеградский довольно рано оказался под влиянием Скрябина, и, прежде всего, его религиозно-философских идей, в том числе идеи космизма. На протяжении многих лет композитор переписывался с Бердяевым, обсуждая с ним проблемы целостности мира и гармонии. Вот фрагмент одного из писем: «Русские в своем творческом порыве ищут совершенной жизни, а не только совершенных произведений» - говорите Вы. Выход, по-моему, в универсальном понимании красоты, выходящей из пределов чисто эстетической сферы - вернее, в актуальном воплощении этого понимания в произведениях искусства.»

Композитор выбрал свой путь духовного совершенствования посредством сочинения музыки после некоего мистического опыта, пережитого им в 1916-1917 годах. Полученное откровение Вышнеградский воплотил в своем важнейшем, по его определению, сочинении “День Бытия” для симфонического оркестра с чтецом, произносящим текст о зарождении нового Космического Сознания. Это произведение (дважды переработанное, и впервые исполненное лишь в 1976 году) явилось последним опусом композитора, написанным в традиционном хроматическом строе. Все последующие (с 1922 года), сочинения, создавались только в ультрахроматическом.

Иван Александрович Вышнеградский мер в 1979 году в Париже, похоронен на кладбище Баньё.

Цитата из «Дня Бытия»
«Я есмь жизнь! Я есмь Всё и Ничто!»
выгравирована на надгробии композитора.

М.П.

Материалы и ссылки к заметке.

1) Иван Александрович Вышнеградский - композитор, один из первопрох (musicseasons.org)

2) Иван Вышнеградский - «День Бытия» без партитуры чтеца (Петр Айду и Персимфанс на фестивале «Новая Классика»). 2022-08-07 фильм-концерт - https://youtu.be/jQZWFZ1gkGE

3) «День Бытия» (День Бытия. Исповедь жизни перед жизнью) (фр. La Journee de l’Existence) — сочинение И. А. Вышнеградского для чтеца, хора и симфонического оркестра. Запись сочинения 1978 год - https://youtu.be/imFaY0h6rxA

4) Иван Вышнеградский «День бытия», партитура для чтеца - https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fstravinsky.online%2Fuploads%2Fs%2Fh%2Fj%2Fy%2Fhjyrknjwuhdc%2Ffile%2FS4E5BP3W.docx%3Fpreview%3D1%26ysclid%3Dle9tic3xpi856618466&wdOrigin=BROWSELINK

5) Российская премьера произведения Ивана Вышнеградского «День Бытия» в исполнении Персимфанса состоится в Суздале! https://artmoskovia.ru/rossijskaya-premera-proizvedeniya-ivana-vyshnegradskogo-den-bytiya-v-ispolnenii-persimfansa-sostoitsya-v-suzdale.html?ysclid=le9tdpxsbl436442657

6) Мультиклавир Ивана Вышнеградского (Том Назия) / Проза.ру (proza.ru)

7) Космизм Ивана Вышнеградского - Информация - MusicItem.ru (fairmusic.ru)

8) Association Ivan Wyschnegradsky (ivan-wyschnegradsky.fr)

9) Вышнеградский Иван Александрович (Vyshnegradsky, Ivan Aleksandrovich), дата рождения 4 мая - биография и творчество, семья, основные сочинения, теоретические сочинения (famous-birthdays.ru)

10) Ivan Wyschnegradsky / Serge Provost / Bruce Mather – Hommage À / Hommage To Ivan Wyschnegradsky (1994, CD) - Discogs

11) МОИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИВАНЕ ВЫШНЕГРАДСКОМ (cyberleninka.ru)